Газпром вернул Нафтогазу средства, перечисленные для начала покупки российского газа с 1 марта. Как сообщает КоммерсантЪ, возврат средств вызван тем, что компании еще не заключили дополнительное соглашение к контракту на покупку газа в соответствии с решением арбитража
«Как говорится, дорого яичко к Христову дню. На сегодня не согласовано дополнительное соглашение к действующему контракту с Нафтогаза на поставку газа, необходимое для начала поставок. Поэтому в этой ситуации мы, действуя в добросовестном ключе, вернули в полном объеме поступившую от Нафтогаза сумму. Очевидно, что поставки газа с 1 марта для Нафтогаза осуществляться не будут»,— заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.
Согласно декабрьскому решению арбитража по спору Газпрома и Нафтогаза по контракту на покупку газа, годовой контрактный объем для Нафтогаза уменьшен до 5 млрд кубометров в год, из которых 4 млрд кубометров — обязательный к выборке объем take-or-pay. Поскольку Нафтогаз в январе—феврале вообще не покупал российский газ, а максимальные суточные уровни отбора ограничены, Нафтогаз уже сейчас рискует не успеть выбрать до конца года 4 млрд кубометров, даже если будет с 1 марта отбирать российский газ на максимальных суточных уровнях.
Издание отмечает, что после неудачного для себя решения по спору по контракту на транзит, Газпром, возможно, собирается затягивать заключение дополнительного соглашения по контракту на покупку, чтобы поставить Нафтогаз под риск больших штрафов по take-or-pay. Так, если Нафтогаз не выберет, например, 1 млрд кубометров газа, штраф может составить около $250 млн, исходя из текущих и форвардных цен на немецком хабе NCG.
Как сообщал Центр энергетической экспертизы, Стокгольмский Арбитраж удовлетворил требования Нафтогаза по иску на транзит к Газпрому на сумму $4,67 млрд. После разбирательств российских холдинг обязали выплатить украинской компании $2,56 млрд. Газпром не согласен с решением суда и намерен «защищать свои права всеми способами, доступными ему в соответствии с применимым законодательством». По мнению Газпрома, аргумент Нафтогаза о резком ухудшении состояния украинской экономики и соответствующем снижении спроса на газ арбитраж учел, однако в отношении Газпрома, ссылавшегося на снижение закупок европейскими клиентами компании как на главную причину уменьшения транзита через Украину, этот аргумент принят во внимание не был.
|