Главная » 2019»Июнь»27 » Каспийская газовая дипломатия: позиция России примирит оппонентов | Новости
04:31
Каспийская газовая дипломатия: позиция России примирит оппонентов | Новости
По заявлению президента РФ Владимира Путина, Россия, Азербайджан и Иран намерены обсудить новые проекты на Каспии.
“По Каспию больше разногласий, чем сотрудничества, - прокомментировал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.- Понятно, что стороны стараются вести себя дипломатично, поэтому говорят о сотрудничестве. Как показал опыт российско-турецких взаимоотношений от сотрудничества до конфликтов может пройти очень мало времени".
Клубок противоречий
“Каспий - это регион, который оказался очень конкурентным. Там есть и российские, казахстанские, иранские, туркменские проекты. Все стороны находятся между собой в конкурентных отношениях, но формально пытаются делать вид, что они сотрудничают.
Понятно, что перспектива поставок иранского газа в Европу Россию не радует. Россия не была бы рада и тому, что азербайджанский газ, который можно назвать каспийским, идет в Европу по газопроводу TAP и TANAP. Понятно, что воспрепятствовать этому нельзя. А вот против проекта газопровода из Туркмении в Азербайджан Россия сможет выступать, апеллируя к статусу окончательно неопределенной границы в Каспийском море. В этом вопросе Россия с Ираном занимают одинаковую позицию.
Есть такой клубок противоречий, в рамках которого можно выдергивать отдельные проекты и говорить, о потенциале сотрудничать с той или иной каспийской стороной вопроса. Например, Россия сотрудничает с Казахстаном по некоторым проектам на севере Каспия, но по другим проектам есть конфликты".
По мнению эксперта, главы государств могут обсудить вопрос свопового контракта на поставку российского газа в некоторые северные районы Ирана с забором части иранского газа на другие рынки, но пока об этом рано говорить.
Каспийская дипломатия
"По некоторым данным, у Ирана даже больше газа, чем у России, но это вопрос методологии оценок. У Ирана нет сейчас достаточного количества инвестиций и технологий, чтобы свой газ поставить на мировой рынок. К тому же, сейчас газа в мире довольно много и предполагать, что новый иранский газ в виде СПГ будет востребован, очень сомнительно. А если он будет востребован, то получится, что Россия помогает своему конкуренту выйти на мирровые рынки".
Эксперт напоминает, что есть огромная дистанция между тем, что может быть заявлено в качестве совместных проектов и тем, что реально будет реализовано. Надо понимать, что за всеми дипломатическими заверениями о совместных проектах, на самом деле кроется эгоистические интересы стран и отдельных компаний.
"Россия не может быть против всех альтернативных проектов в области поставок газа. Это неконструктивно, поэтому дипломатически принимается решение показать, что Россия тоже готова участвовать в каком-то проекте. Россия не может быть довольна тем, что конкуренты будут выходить на те рынки, на которых Россия имела сильные позиции, пользуясь тем, что покупатели российского газа настроены критически в отношении Москвы и принимают всех остальных поставщиков газа”.